«Меня зовут Джон Френсис Пасториус Третий, и я лучший басист в мире»
Легендарный бас-гитарист, композитор и аранжировщик Жако Пасториус (John Francis Anthony Pastorius III) родился 1 декабря 1951 года в Пенсильвании.
Жизнь и творчество Жако Пасториуса – легенда. Человек, ставший своего рода двигателем современной американской музыки, он был провозглашен гением и объявлен сумасшедшим. Как и те, кому он поклонялся – Джими Хендрикс и Иисус Христос, Жако не дожил до сорока. И, тем не менее, в относительно короткий срок, проведенный им на планете, он произвел революцию в области бас-гитары и оставил после себя огромное творческое наследие, прошедшее испытание временем. В джазовых школах и консерваториях по всему миру его имя произносится студентами с таким же почтением, как имена Чарли Паркера или Моцарта.
В Нью-Йорке до сих пор рассказывают о его легендарных выступлениях, его марафонских загулах, его скандальных «закидонах» на сцене и вне нее. Однажды ночью зайдите в «Village Vanguard», «Blue Note», «Sweet Basil», «Lone Star» – в любой клуб, где выступал Жако в дни своей славы. Или загляните в те маргинальные тусовки, в которых он выступал в худшие времена. Поговорите с владельцем клуба, со швейцаром, с барменом либо с кем-нибудь из завсегдатаев. Побеседуйте с музыкантами, с их менеджерами, с владельцами магазинов звукозаписи по всему городу. Заведите беседу с бездомными котами, шныряющими возле клубов или по баскетбольным площадкам Западной 4-й улицы. У каждого из них будет что рассказать вам о Жако. Все это вместе – бессмертный фольклор, который подпитывает легенду о музыканте и существует параллельно с реальной историей его жизни. Жако сделал в бас-гитаре примерно то же, что Мохаммед Али в боксе; как Джими Хендрикс, Чарли Паркер, чья жизнь била ключом, он жил «через край» и заслужил поклонение миллионов.
Путь Жако от славы к забвению был подобен полету ракеты. Его взлет с «Weather Report», первым фьюжн-бэндом 70-х, сопровождался драматическим падением вниз в середине 80-х, после которого он сломался душевно и физически, лишился крова, дохода и с трудом поддерживал связь с реальностью. В самом конце его странное поведение на улицах Гринвич Вилладж и Форт Лодердэйл являлось криком о помощи, выражением его внутренних мучений. Он вышел из-под контроля, а рядом не было никого, никакой поддержки, агента, который мог бы дать совет или предложить какую-то ощутимую помощь. Даже его собственная семья и друзья были бессильны изменить восприятие им самого себя и мира вокруг.
«Как такой кошмар мог случиться с таким одаренным и известным человеком?». Вот так. В 1978 году, в возрасте 27 лет, Жако находился на вершине мира, переживая всплеск своей популярности по всему миру. По словам Питера Эрскина, «он был самой крупной фигурой в шоу-бизнесе, типа Майкла Джексона в джазе, типа того. Он производил невероятное впечатление. Для музыканта-инструменталиста такое влияние и успех – неслыханная вещь. Казалось, это человек невероятно талантливый, ухвативший к тому же свою удачу за хвост».
Большие руки, длинные, невероятно гибкие пальцы – все это производило впечатление, что он создан для того, чтобы играть на басу. И в первую очередь он обладал скоростью и ловкостью, чтобы создавать соло, сравнимые с теми, что были придуманы такими гениями, как Чарли Паркер и Диззи Гилеспи. Его революционный подход к инструменту – играть мелодию, аккорды, гармонии и перкуссионные эффекты одновременно – «doing flips off his amplifier», подбрасывать бас вверх и «whipping it savagely with his strap» – прямой поклон эстетике рок-выступления.
Для тысяч фанатов по всему миру Жако был проповедником, светочем, учителем, изобретателем, который с легкостью создал мост между ритм-энд-блюзом, роком, джазом, классической и карибской музыкой. Он был воплощением музыки фьюжн, обратив поклонников рока к новой музыке, создав связь между пламенным би-бопом Чарли Паркера, элегантным классическим джазом Дюка Эллингтона, исследованиями Джона Колтрейна и контрапунктом Иоганна Себастьяна Баха, смешав Джими Хендрикса, Джеймса Брауна, Боба Марли и "Битлз".
Никому до Жако не удавалось столь превосходно соединить в одно безупречное целое сути столь противоречивых жанров. При этом внешнее воплощение всего этого, безусловно, отдавало панком – беспрецедентный случай в джазовом мире. Он даже назвал одну из своих композиций «Панк Джаз», как удачное объяснение для своей музыки.
Жако ракетой ворвался в сознание международного джазового сословия и быстро приобрел статус культовой фигуры. Истории о том, как он провозглашал себя «величайшим басистом в мире» – то, из чего складываются легенды. За достаточно короткий период времени Жако поднялся от абсолютно неизвестного, как он сам определял, «бродяги с флоридских пляжей» до всемирно известного, завоевавшего признание критиков от Штатов до Японии, музыканта.
Та ершистая, самоуверенная манера, с которой он вел себя на сцене и вне нее, то, как его энергия мгновенно занимала весь предложенный объем, то, как он играл на инструменте с силой и изобретательностью – все это подпитывало Легенду о Жако. Но там, где заканчивалась легенда, начиналась личность, измученная комплексами. Как грустно заметил один из друзей – «Как и большинство людей, я до сих пор таю в душе смешанные чувства по поводу смерти Жако: жалость из-за страданий, которые он испытывал, гнев за то, что он так рано оставил нас, и горечь по поводу растраченного таланта и обманутых надежд. Если бы он был жив, здоров и вел полноценную творческую жизнь, какую музыку он бы создавал? Может быть, Жако, всегда остро чувствовавший «фишку», участвовал бы в экспериментах по слиянию джаза и хип-хопа, может быть, даже сотрудничал бы с «Public Enemy» и им подобными. А может быть, погрузился бы в сотворение чего-нибудь в этом роде, но на свой лад, вроде того, что делают джазовые композиторы типа Стива Коулмана и Грега Озби, или попробовал бы заняться оркестровой музыкой»?
Мы никогда не узнаем этого. Мы упустили шанс узнать, чего он мог достичь как музыкант. Известие о кончине Жако многие знавшие его в Нью-Йорке восприняли с горьким вздохом, как неотвратимую неизбежность. Возможно, гитарист Хирам Баллок высказал общее мнение, сказав: «Я потрясен, но не удивлен». Величайший бас-гитарист в мире отправился на большой небесный джэм-сейшн 21 сентября 1987 года, не дожив десяти недель до своего тридцать шестого дня рождения. Джон Френсис Пасториус Третий покинул нас, но дух его торжествует. В музыке. Просто прислушайтесь!
Ландыш Рифовна
Источник: Bill Milkowski, "The Extraordinary and Tragic Life of Jaco Pastorius".
#JacoPastorius #JazzBass #JassComposer #JazzCalendar #1DecemberJazz #ЛандышАхметгараева